Уголок хозяйки

Не люблю пересказывать собственную биографию. Раньше –любила, сейчас… - наверное, устала без конца повторять факты, ставшие мертвыми знаками на страницах Книги моего бытия.

Кто же я прежде всего? Ревностная католичка, член Третьего Ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармель? Музыкант, поэт, менестрель, пытающийся при помощи Прекрасного преградить дорогу потоку Безобразия, заливающему мир? Толкиенист (не люблю этого малоточного термина), основательница Ордена Рыцарей Восходящей Звезды? Пожалуй, эти три аспекта являются определяющими в моей жизни.

Что ж, тогда по порядку.

  1. В католическую Веру я обратилась в 1996 году, после длительных поисков и блужданий во тьме. Вскоре после этого познакомилась с Орденом Трансальпийских Редемптористов, соблюдающим старинные, во многом ныне (после Второго Ватиканского Собора) утерянные традиции Церкви. 8 ноября 2002г. я приняла посвящение в Третьем Кармелитском Ордене Традиционного устава, приняв имя Мария Марцелла Патрисия (последнее употребляется чаще всего), и, таким образом, стала первым членом этого Ордена на Украине. Долгое время считала себя миссионером по духу, не так давно поняла, что я, все же, не миссионер, а крестоносец – Воин Господень. Если бы вновь настали времена Средневековья, я бы отправилась вместе с другими рыцарями Святого Креста освобождать Гроб Господень. Сейчас, видимо, приходится воевать с другим врагом – всеохватывающей серостью бытия. «Где ты, время великих боев и крестовых походов?..» Что, уже испугались? Это вы зря: я вполне миролюбивый человек. Если не злить понапрасну, конечно J. Что еще? Люблю красивые обряды Латинской Церкви, григорианские песнопения. Из Святых –пожалуй, самые любимые – Св. Тереса Авильская, Св. Патрик (я, как бы, все же его духовная дочь!), Св. Герард Майелла, Св. Жанна дАрк… и многие, многие другие.
  2. Музыкой я занимаюсь с восьми лет. В 1996г. закончила Киевскую специализированную школу им. Н. Лысенко по классу альта, в 2003 - музыкальное училище им. Глиэра (дирижерско-хоровое отделение). Воспитывалась преимущественно на классике, однако впоследствии открыла для себя причудливый мир кельтской музыки: пожалуй, без хвастовства могу заявить, что являюсь единственной в Киеве исполнительницей ирландских песен (существующие в нашем городе ансамбли кельтской музыки исполняют исключительно «инструменталку»). Что касается моего музыкального творчества, большей частью я сочиняю песни – в основном, на тексты фэндомских поэтов, хотя порой и на собственные. Иногда выступаю с собственными концертами. Приходите, послушайте :-)
  3. С творчеством Толкиена меня познакомили католические монахи. Ужасно заинтригованная словами о наличии сокрытых в форме сказки истин Католической Веры в его произведениях, я прочла ВК в начале 2002 года. Постепенно мне действительно открылось многое замеченное не сразу. Вскоре я познакомилась со многими представителями Толкиен-фэндома в Киеве. В сентябре 2002г. мне удалось организовать команду, получившую название Орден Рыцарей Восходящей Звезды. (Изначально это была Девятка назгул, впоследствии появились несколько Эльфов и даже один хоббит). В настоящее время активно ставлю игры – большей частью по Арде, хотя некоторые считают, что это уже не Арда Толкиена, а мой собственный мир :-)
  4. Относительно квент хотелось бы поговорить поподробнее. Многие называют меня «множеством персонажей в одном флаконе». Что же стоит за моими многочисленными квентами? Пожалуй, верно высказалась одна моя подруга: разные образы отображают различные грани моей души и соответствуют различным этапам моей жизни. Фродо, Первый Назгул Хэлкар, Феанаро, Ангмариэль.

    Первым был Фродо. Еще тогда, в начале 2002г, читая «ВК» впервые, я заметила, что во многом похожа на главного героя. Порой, читая о тяжелом путешествии Фродо, мне казалось, что я читаю собственную биографию. Маленький и смиренный, но воистину великий духом Фродо, которому доверена важнейшая миссия, Фродо, несущий непомерно тяжкий груз Кольца – он идеально соответствовал моему католическому мировоззрению. Тогда я только что пришла в ролевую тусовку. При выборе игрового имени я вначале несколько колебалась, ибо хотела носить эльфийское имя, однако в то время ни одно подходящее для меня не нашлось (видимо, еще не пришел час), и я стала именоваться Фродо. Хотя сейчас я понимаю, что на самом деле являюсь очень плохим Хранителем. Слишком велико искушение взять Кольцо – пусть даже, как мне кажется, во благо (даже если я знаю, во что превратится это самое «благо»!)

    Хэлкар появился прошлым летом. Я как сейчас помню ночную игру, организованную в день рождения Юли Аэлин (моей Нерданель) (родителей не было, и в их отсутствии мы «превращали квартиру в полигон»). Тогда мне отчего-то захотелось сыграть Назгула – и именно Первого, Ангмарца. В душе был план показать своим отыгрышем, насколько страшны адские муки грешников. «Никакого ниеннизма, - говорила я себе, - никакой жалостливости, слезливости, «ой, бедные мы, Темные, никто нас не любит». Сам заслужил – пусть сам и расхлебывает». Но очень скоро по ходу игры я, во многом благодаря великолепному отыгрышу Юли, игравшей мою дочь, поняла, что «коснеть во зле» больше не могу, и начала испытывать сильнейшие угрызения совести. Еще большим был мой ужас, когда я заметила, насколько мой Назгул похож на меня. И это при том, что я привыкла считать себя идеально Светлой, белой и пушистой! Игру мы тогда сделали в две сессии – в конце концов, я, желая раскаяться, но понимая, что Темный Владыка не позволит мне этого, упросил дочь убить меня, что она и сделала. Игра кончилась – но в моей душе продолжалась борьба между светом, к которому я привыкла, и тьмой, которую я внезапно в себе увидела. Так появился Хэлкар - из шока, рожденного осознанием, как больно бьет непонимание, как в самом злобном может таиться добро и благородство. Из кратких набросков и нескольких песен, спетых на кухне у подруги, родилась моя легенда о благородном нуменорце, жаждущем блага своему народу, но не способном дать им это благо, ибо сам никогда не познал любви. О человеке, потерявшем доверие и оттого павшем. О служителе Тьмы, терзающемся своим положением и желающем изменить что-либо – но не находящем для этого достаточно сил. О существе, побежденном обстоятельствами, но не сломленном внутренне в своей жажде искупления, исцеления, добра и света. Позднее возникли легенды остальных назгулов, розданные моим подругам, с которыми мы образовали Девятку – сердце Ордена Рыцарей Звезды.

    Феанаро всегда привлекал меня с тех пор, как я впервые о нем услышала. Вот уж кто воистину был близок мне! Я чувствовала, что его пламя горит и в моей душе, что меня ведет то же самое желание - добиваться всего и сразу, одним ударом смести сомнения, заставить, потребовать клятвы, выжечь, очистить... Мне непонятно, почему некоторые делают из Феанора злодея, да еще и чуть ли не величайшего в Средиземье. «Мелькор, мол, врагов убивал – или тех, кого считал врагами, а Феанор поднял меч на собратьев». Простите, господа, мне было бы очень интересно посмотреть на вас, окажись вы в той же ситуации, что и Феанор. Его отец только что погиб. Моргот бежал вемсте с Сильмарилами. Валар вместо того, чтобы броситься в погоню, предпочитают отсиживаться в якобы безопасном Валиноре. В и без того израненную душу закрадывается подозрение: а вдруг они заодно со Врагом? Значит, надо действовать самому, тем более, ежели поклялся именем Единого. А тут другое препятствие: телери не желают помогать ему. Глупцы, или они не понимают, что опасность угрожает и им? Впрочем, говорить некогда, надо действовать. Отбивать корабли. Телери сопротивляются. Ну, тут уж без кровопролития не обошлось. Стремился ли к этому Феанор изначально? Нет. Так вышло. Прискорбная, трагическая ошибка. Со всяким может случиться. В моем варианте отыгрыша Феанор сознает свои ошибки, раскаивается, стремится искупить свою вину и в конечном счете искупает ее. Собственной кровью.

    Ангмариэль – отдельный разговор. Ни у Профессора, ни в других книгах о ней ничего не сказано. Как говорится, вначале было Слово. Точнее, ИМЯ. Я ехала в училище, размышляя, каким псевдонимом подписать кассету, которую я тогда записывала. Ни Фродо, ни Хэлкар не подходили – по той причине, что людей с подобными никами развелось великое множество. Требовалось что-то уникальное, что-то, олицетворяющее мою и только мою личность. Внезапно меня словно бы озарило: Ангмариэль, Звезда Ангмара (или, как перевела Ниенна, «Ангмарская Дева»). Вот оно! И с Хэлкаром это как-то связано, и с моим любимым звездным символом. Легенда о деве Ангмариэль родилась позднее. Действие происходит в Третью Эпоху, судя по всему, либо в Линдоне, либо в Арноре. Ангмариэль – последняя оставшаяся в живых из потомков Феанора. Ее мать, Эрендис - дочь Маглора. Отец – человек, нуменорец, из уцелевших Верных. (Видимо, потребовалось, чтобы в жилах Ангмариэль текла кровь как эльфийская, так и человеческая, дабы в будущем она могла оказаться спасительницей как рода Феанора, так и назгула-нуменорца). В юности Ангмариэль (впрочем, тогда ее звали по-другому), уплыла за Море вместе с другими Эльфами. Там ей удалось войти в Чертоги Мандоса и упросить Владыку отпустить Феанора в Эндорэ. (Судя по всему, мать с детства внушала дочери, что она – и только она является надеждой рода Феанаро). Не знаю уж, что она ему говорила, но, в конце концов, Владыка Намо позволил Феанору не то чтобы вселиться в ее тело – я даже не знаю, каким словом назвать это состояние. Иначе говоря, Ангмариэль находится в постоянном общении с ним, он смотрит на мир ее глазами и периодически действует через нее. Во время войны с Ангмаром родители девушки погибли, и она в одиночку пошла на Север, в Ангмар, мстить Королю-Чародею. Однако после встречи с ним желание мести сменилось жалостью к рабу Саурона. Ей не хотелось верить, что единственно возможным способом оказать милосердие назгулу будет убить его. Неужели нет никакой возможности исцелить его? Ангмариэль поверила – и постепенно ей действительно удалось обратить Ангмарца к Свету (как – это до сих пор тайна для меня). Домой она не вернулась – осталась править Ангмаром вместе с Хэлкаром. Тогда и появилось у нее имя Ангмариэль. Остается тайной, каким же образом она искупила род Феанора от проклятия. Погибла, скорее всего, так же, как Феанаро: его слишком пламенный дух уничтожил ее тело.

    Многие укоряют меня в том, будто я оскверняю, треплю великие имена, присваивая их. На самом деле я, как истинная католичка, никогда не СЧИТАЛА себя ДЕЙСТВИТЕЛЬНО воплощением того или иного персонажа. Персонаж для меня - ПЕРСОНАЖ, знак той морали, что несет история его жизни. Понятия мироглядства, реинкарнаций чужды мне. Единственное, что я могу сказать – да, пожалуй, мне удалось неким образом воплотить в себе, «оживить за свой счет» персонажей, до тех пор бывших именами на книжной странице. Являюсь ли я Феанаро в данном смысле? Пожалуй, отчасти да. Ибо я прониклась им. Зажгла в своем сердце тот же пламенный дух, оживлявший его. И в этом смылсе – только в этом – он принадлежит мне.

  5. Ну, и как водится, разговоры о «любимом-нелюбимом».
    Предмет
    Любимый
    Нелюбимый
    Писатель О. Уальд ( в особенности, его сказки), Дж.Р.Р. Толкиен. Из фэндомских – Эстелин, Альвдис, Ниенна, Лора. На самом деле, конечно, гораздо больше – просто есть у меня одна такая особенность: не всегда одно произведение заставляет меня полюбить все творчество того или иного писателя. Мне нравятся «Хроники Нарнии», но остальное творчество Льюиса нахожу достаточно тяжеловесным. Кроме того, я не всегда помню имя автора понравившегося произведения. :-( Огромная часть того, что мы проходили по школьной программе. Достоевский и другие любители «мрачняка», большая часть украинских писателей.
    Поэт Есенин (когда он не притворяется хулиганом, а пишет «от души»), Ахматова и другие поэты Серебряного Века, многие восточные поэты (Саади, Хафиз, Рудаки, Амир Хосров Дехлеви). Восточная любовная лирика – это воистину нечто!!! Если б мужчины действительно умели так любить…

    Из фэндомских поэтов – Лора, Ниенна, Эйлиан, Л. Денисюк, многие другие – сейчас не припомню.

    Маяковский, огромное количество современных поэтов, превозносящих всяческое уродство. Как ни странно – не люблю большое количество стихов Шевченко и других украинских поэтов.
    Книга В школьные годы любила «Ромео и Джульетту», рассказы О’Генри, «Войну и мир» - за сюжет, а не за стиль. «История одной души» Св. Тересы от Младенца Иисуса, «Внутренний Замок» Св. Тересы Авильской, «Цветочки Святого Франциска», многие произведения Св. Альфонса – за яркий и красочный стиль. Люблю «Властелина Колец» и многие другие произведения «на тему», но об этом ниже. Книги Стивена Кинга, всяческие «Преступления и наказания» и большая часть школьной программы.

    Книги большинства современных богословов.

    Литературный герой Феанор – прежде всего. Во многом он напоминаем мне меня саму (и тогда я понимаю, что не являюсь Ангелом и способна натворить, пожалуй, что не меньше Пламенного Духа). Очень люблю Маглора. Уважаю Финголфина. Маэглин (по-моему, его очень мало кто понимает правильно. Изображают эдаким злодеем, предателем, и не видят, что он – всего лишь обезумевший от любви эльф с невероятно трагичной судьбой). Одно время мне был очень близок профессорский Фродо. Вполне симпатичен брилевский Илльо. Многие из ниенновских героев - сейчас воспоминается только Ириаллона. Да и Мелькор у нее ничего.Из произведений, не имеющих отношения к Средиземью – Джульетта, князь Андрей Болконский, в чем-то – Кармен (не столько в литературном, сколько в оперном воплощении). Брилевский Берен. Профессорский Тингол – прямо-таки «Царь Кощей над златом чахнет», простите уж. Из цивильных персонажей – Наташа Ростова.
    Произведение по Толкиену «Предначальная эпоха», «Разгром Дориата» и другие рассказы Эстелин, «Звездный Сильм» и др. Альвдис, «Нежизнеописание Девятого Назгула» Аллор, многие моменты ЧКА, «Черный лебедь» и “Ab surdo” Лоры. Произведения не к ночи помянутого Перумова и Еськова (по-моему, это профанация Средиземья). Всяческий слэш и вульгарные стебы (хотя против забавных и пристойных стебов ничего не имею). Очень двойственное отношение к брилевской «По ту сторошу рассвета». С одной стороны – есть неплохие моменты, Финрод, по-моему, просто замечателен, но вот в отношении главного героя могу сказать одно: ЭТО НЕ БЕРЕН. Хорошо прописанный персонаж, яркая личность –возможно, но не тот Берен, которого могла бы полюбить нежная дочь эльфийского короля. Кроме того, произведение изобилует сверх всякой меры описанием неприятных физиологических моментов, что, по-моему, в высоком искусстве не должно иметь места.
    Музыка Основной мой критерий в выборе музыки – красота.

    Из классики – Шопен, Рахманинов, Дебюсси (в частности, его миниатюры), Чайковский, Бородин (незабвенные «Половецкие Пляски»).

    Обожаю григорианские хоралы и средневековую полифонию, ирландский фольк, многое из этнической музыки – Франция, Испания, арабский Восток. Лорина Маккеннит, Эния, Блекморз найт, Эмма Шаплин, Мирей Матье, Джо Дассен, Атараксия. Из рока – Найтвиш, Блайнд Гардиан отчасти – Ин Экстремо. Вообще люблю тех исполнителей, у которых наличествует собственный неповторимый стиль. Есть еще отдельные песни у различных исполнителей, которые мне нравятся (что не означает, что я люблю их остальное творчество)

    Из фэндомских менестрелей – опять же, Лора (практически все, в частности – «Тампль» и «Финрод-Зонг»), кое-что Иллет и Ниенны, «Путь с Крестом» Арандиль, Хелависа. А когда устаю от драматизации и темной романтики, слушаю старые добрые «Песни Алой Книги»

    Терпеть не могу серийную попсу и рок, особенно тяжелый – ни красоты, ни радости (хотя, как уже говорилось, существуют очень даже неплохие песни у отдельных исполнителей). Большинство современных стилей – всякий там рэп, техно и прочий хип-хоп. Как говорится, ни сердцу, ни уму. Ненавижу авангард, композиторов вроде Шенберга, Веберна и того, что исполняется ежегодно на фестивалях авангардной музыки (уж лучше хороший рок, честное слово!). Из классики – Мусоргского, слишком спокойную музыку некоторых классиков. Да и с Бахом не сложилось, хотя теоретически я признаю его заслуги)

    Недолюбливаю цивильных бардов и всех тех, которые предпочитают петь о том, как все плохо: каша, мол, подгорела, жена бросила, дверь рассохлась… Разве для этого существует искусство? У меня тоже в жизни не все сладко, тем не менее, как истинный Нолдо, я считаю, что чувство не должно воплощаться в искусстве, не будучи предварительно облагороженным по максимуму.

    Фильм Опять тот же основной критерий – красота. Пожалуй, ему полностью соответствует «Страна фей» (моя любимая Ирландия!!!) и «Есения». Люблю исторические фильмы: на одном из первых мест – «Огнем и мечом». Старые советские фильмы, в особенности сказки. Вполне симпатичен и приевшийся всем «Титаник», и «Унесенные ветром». Ну, и, конечно, люблю «Властелина Колец» - первую часть больше, чем вторую, хотя и вторая неплоха. Да, вольностей там, конечно, предостаточно, но как «апокрифист со стажем» я прощаю все это, ежели оно хотя бы как-то оправдано. Большинство того, чем забиты телевизионные каналы – мордобой, насилие, безобразие во всех проявлениях, мыльные оперы. Недолюбливаю всяческие популярные ныне ток-шоу. По-моему, это – спекуляция людскими чувствами.
    Пища Шоколад люблю. В немерянных количествах!J

    Еще – баклажаны, персики, абрикосы, клубнику, мандарины. Как это ни прозаично – картошку (полностью солидарна с Сэмом :-) ) Ну и, летом, конечно, мороженое.

    Если уж говорить о выпивке – люблю сладкие вина, как белые, так и красные, в особенности мускат, некоторые сорта шампанского. Из пива – «Белое». (Кстати, на пиво меня Саурон подсадил. Такие вот темные влияния на Короля Нолдор!)

    Наверное, нет на свете ничего противнее овсянки!! (ею, скорее всего, какой-нибудь Моргот пытал пленников :-) ) Из выпивки – ненавижу водку и коньяк. (хотя, если угощают – пью все, пусть даже ради приличия).
    Занятие Обожаю красивые церковные Богослужения. Очень люблю петь, играть, танцевать, сочинять музыку и рассказы, общаться с интересными людьми. С удовольствием рисую, шью, вышиваю (хотя терпения не всегда хватает). Люблю играть и ставить игры (хотя мастерить игру – дело тяжелое, после каждой игры я чувствую себя вконец разбитой и обещаю, что ближайшие пару месяцев ничего ставить не буду). Ненавижу страшного зверя по имени БЫТ и все, связанное с ним – стирка, уборка, глажка и т.д. Работа в саду. Работа, связанная с документами, всяческое «хождение по инстанциям» - знал бы кто, как я до смешного боюсь всевозможных «юридических лиц», хотя и не даю этого понять.
  6. Что еще остается? Сухие подробности вроде возраста, цивильного имени и т.п.? А нужны ли они вообще? Душа возраста не имеет. А мирское мое имя умерло вместе с той, которая, простершись в белом платье пред Алтарем Господним, принесла себя Ему. Прежней меня не существует. Есть новая личность – сестра Мария Марцелла Патрисия. Феанаро Ангмариэль.